AngloLex.org

Лорды-судьи Республики Казахстан

Руководители Казахстана сделали очередной важный шаг на пути в цивилизованное мировое сообщество.

Один из самых авторитетных представителей юридического мира Великобритании – лорд Вулф (lord Woolf), главный судья Англии и Уэльса в отставке, приглашен возглавить евразийский третейский коммерческий суд в Астане, в котором он будет заседать вместе с восемью другими своими коллегами, также представляющими британское правосудие.

Речь идет о том, чтобы наполнить не только деньгами, но и практическим смыслом созданный в столице Казахстана Международный финансовый центр, функционирование которого немыслимо без существования в его структуре авторитетного судебного учреждения, в независимости, непредвзятости и опытности которого не сомневался бы ни один западный или восточный инвестор.

Приглашение целой команды англичан во главе с Лордом Вулфом вовсе не случайно. Предполагается, что коммерческий суд Астаны будет иметь успех в качестве правосудной площадки для евразийских бизнесменов именно благодаря широкому применению английского контрактного и корпоративного права.

Для экспортно-импортных договоров и соглашений, заключаемых в связи с организацией и осуществлением инвестиционных проектов с привлечением зарубежного финансирования, наличие «английских» оговорок о применимом праве, а также «лондонских» юрисдикционных клаузул является почти общим местом. Это предопределило для Казахстана выбор приглашенных к участию в работе коммерческого суда юристов.

Кстати, уже объявлено, что коммерческий суд Международного финансового центра Астаны будет иметь особый вненациональный статус и руководствоваться в своей деятельности английским общим правом, как процессуальным, так и материальным.

Не скрывают казахстанские коллеги и того обстоятельства, что их новый суд будет располагаться почти на середине пути между Москвой и Пекином, привлекая к себе внимание и российских, и китайских бизнесменов.

Есть и еще один аспект вероятной привлекательности «английского» коммерческого суда в Астане для российских бизнесменов.

Информация о многочисленных лондонских судебных баталиях российских предпринимателей друг с другом негативно воспринимается и в Кремле и в российском обществе. Все эти разборки почти всегда считаются выносом сора из избы, имеют явные признаки скандальности и выглядят крайне непатриотично.

Астана – другое дело. Казахстан – член ЕврАзЭС, и одно из немногих государств-соседей России, с которым наша страна умудряется сохранять ровные отношения. Вероятно, благодаря восточной выдержке, мудрости и несуетливости самих казахов.

Лорд Вулф имеет серьезный опыт участия в работе международных арбитражей, вершащих третейское правосудие на основе норм и принципов общего права. В течение ряда лет он заседал в коммерческом суде Дохи (Эмират Катар).

Вместе с лордом Вулфом, уже приведенным в Астане к судебной присяге, в коммерческом суде будут заседать еще восемь его коллег, судей высших судов Англии и Уэльса в отставке и бывших сотрудников крупных английских юридических практик. Еще двое судей коммерческого суда Астаны пока еще являются членами Апелляционного суда Англии и Уэльса, но уже собирают чемоданы, чтобы после своей отставки в связи с достижением пенсионного возраста, прибыть в Астану.

Кстати, председателем Международного центра коммерческого арбитрирования в Астане также является авторитетный английский юрист. Это – член Королевского совета Barbara Dohmann, английская адвокатесса, вместе лордом Вулфом работавшая в роли в международном суде Катара. Ее послужной список и опыт практической деятельности с 1971 года впечатляют. Казахстан, таким образом, пошел по пути, уже проторенному Сингапуром, Гонконгом, Дубаем, Абу Даби и Катаром. В каждом из этих государств (особых территорий в случае с Гонконгом) действуют международные коммерческие суды и коммерческие арбитражи английского права. Без них само существование международных финансовых центров представляется сегодня немыслимым.

Международный коммерческий суд Астаны будет включат в себя первую и апелляционную инстанции. Именно в апелляции будет председательствовать лорд Вулф.

До тех пока суд не заработает на полную мощность, т.е. не будет загружен спорами, он будет функционировать в качестве площадки для повышения квалификации национального арбитражного судейского корпуса Казахстана.

Англичане будут работать в Астане сессионно. Пять раз в год они будут прилетать в столицу Казахстана для личного участия в рассмотрении коммерческих споров. В остальное время справляться с этими спорами должны будут национальные арбитры, а англичане будут поддерживать их экспертными советами в режиме удаленного доступа.

Что все это значит? Восточная деспотия решила помыть окна и украсить витрину? Не знаю, но в любом случае казахстанские коллеги не просчитались.

Да, удовольствие сделать ангажемент целой команде вышедших в отставку судей английских высших судебных инстанций стоит дорого. Но и политические дивиденды высоки.

Фактически, Казахстан пригласил к себе «агентов влияния», причем, в самом хорошем смысле. Они повысят узнаваемость Казахстана. Самим фактом своих поездок в Астану и участием в деятельности ее суда укажут на дружелюбие и открытость этой среднеазиатской республики.

Как бы ни был высок гонорар, такая фигура, как лорд – главный судья, всю свою жизнь зарабатывавший себе имя и авторитет в мировом юридическом сообществе, никогда не согласится принять участие в судебном или политическом фарсе, после которого те же английские газетчики выплеснут на него целые бассейны помоев, и репутация будет испорчена, да еще на старости лет.

Без стопроцентных гарантий полной самостоятельности судей и недопустимости каких-либо внешних влияний, подобное назначение лорда Вулфа не могло бы состояться. Иными словами, Президент Назарбаев дал такие гарантии. Он заинтересован в том, чтобы в Казахстане функционировал привлекательный и авторитетный для иностранных и казахстанских предпринимателей третейский суд по коммерческим спорам.

Если в этот суд будет дозволено подавать иски также по спорам между национальными предпринимателями, т.е. без иностранного элемента, то уже очень скоро Казахстан начнет жить в качественно иной судебной реальности.


В Англии и Уэльсе, в отличие от России и многих других государств, председатель высшего судебного учреждения (Верховного суда) не является главой судебной системы. Это сделано намеренно, чтобы судебный авторитет, влияние на судей и административная сила не концентрировались в одной точке, давить на которую правительственным чиновникам было бы значительно легче, чем если бы таких точек было несколько, и они бы совершенно не зависели друг от друга.

Кроме того, учитывая историческое разделение страны на три области. Верховный суд Великобритании является высшим судом для всего государства. Но лорд-главный судья возглавляет судебную систему только Англии и Уэльса. В Шотландии судебную систему возглавляет лорд-президент Двора судебных заседаний (Court of Session – историческое название верховного суда Шотландии).

Главой судебной системы Англии является лорд – главный судья, который традиционно назначается специальной парламентской комиссией из числа апелляционных судей, и не может принимать участие в деятельности Верховного суда.

Лорд – главный судья не является административным главой судебной системы. Для этого есть министр юстиции, который занимается вопросами финансирования и иного материального обеспечения судов.

Лорд-главный судья исполняет роль духовного или идеологического главы судебной системы. Самой яркой его функцией является лоббирование интересов судебной системы в парламенте и правительстве. Например, сегодня главной головной болью лорда-главного судьи является борьба с урезанием финансирования судебной системы, со снижением размеров пенсий выходящим в отставку судьям.

Лорд главный судья также издает от своего имени различные руководства и наставления судьям по вопросам организации внутреннего судебного распорядка и поддержания высоких стандартов поведения судей в судебном процессе и за его пределами.

Главным администратором судебной системы, ее казначеем, является лорд-канцлер, он же – министр юстиции, т.е. правительственный чиновник, реализующий указания премьер-министра и политику правящей партии. В этом смысле лорд-канцлер является антагонистом лорда – главного судьи.

Лорд главный судья сохраняет свои профессиональные обязанности. Не очень часто, но участвует в рассмотрении апелляционных жалоб или в разрешении споров по существу в Высоком суде. Лорд-канцлер же может вообще не иметь юридического образования.

Разделение административных и профессиональных функций в судебной системе Англии, а также создание Верховного суда всего государства, председатель которого сегодня является только одним из самых авторитетных судей, но не более, случилось в 2006 году в результате судебной реформы. До этого единым главой английской судебной системы являлся лорд-канцлер, совмещавший полномочия и министра юстиции, и верховного судьи в ранге председателя высшего судебного органа государства – Апелляционного комитета палаты лордов Парламента Великобритании, который, собственно, и был превращен в Верховный суд.


На главную страницу

©    Дробышев Павел     ©     Paul Drobyshev