Spotify: очередной скандал вокруг "копирайта"
Крупнейшая в мире компания интернет-стриминга музыкального контента регулярно попадает в неприятные ситуации,
связанные с проблемой защиты исключительных прав авторов и исполнителей музыкальных композиций, предлагаемых
пользователям для прослушивания и скачивания с серверов компании.
Вот и 2018 год начался для Spotify со скандала.
Целая группа авторов музыкальных композиций и их наследников пригрозила компании иском в размере 1,6 млрд. долларов
за то, что компания скрывает от обладателей исключительных прав реальные объемы зарабатываемых на распространении их
песен средств и не выплачивает авторам положенные им по закону роялти.
В каталоге Spotify сейчас размещено около 30 млн. различных музыкальных произведений. По оценкам
потенциальных истцов, роялти за прослушивание и скачивание свыше 6 млн. композиций проходят мимо карманов
обладателей исключительных прав, но удерживаются компанией за собой.
Ведение Spotify подобного нелегального бизнеса параллельно с легальным сильно облегчается тем, что
проверить, от кого и за что имено взимались платежи, очень сложно, учитывая ежесуточный гигантский входящий и
исходящий трафик компании.
Скандал начала Wixen Music Publishing, которая управляет авторскими правами сочинителей почти 11 тысяч
популярных музыкальных композиций.
Свои убытки от деятельности Spotify эта управляющая компания оценила в 150 тысяч долларов по каждой из
композиций. Так родилась цена возможного иска в 1,6 млрд. долларов.
Проблема возникла не сегодня и не вчера. В Spotify понимают, что далеко не во всех случаях компания
получала юридически правильные согласия авторов музыкальных композиций на их использование в интересах
пользователей песенного стриминга. Часто Spotify ограничивалась достижением каких-то договоренностей со
звукозаписывающими лейблами, и на этом работа по обеспечению юридической чистоты стримингового бизнеса заканчивалась.
В 2017 году Spotify создала специальный компенсационный фонд с активами в размере 43, 4 млн. долларов.
Любой автор музыкальной композиции, считающий, что его права нарушены стриминг-провайдером, может обратиться к
управляющему этим фондом и, доказав факт нарушения, получить компансацию в сумме невыплаченных или недоплаченных
роялти.
Оппоненты Spotify считают размер компенсационного фонда смехотворным и настойчиво приглашают компанию
сесть за стол переговоров с тем, чтобы вывести в предлагаемом к заключению со стриминг-провайдером
мировом соглашении об урегулировании претензий сумму со значительно большим
количеством нулей. В противном случае огромному групповому иску будет дан ход уже в этом году. Местом
судебного разбирательства выбрана Калифорния. Вероятно, не случайно. Судиться со шведской Spotify на ее
родине крайне неразумно. А вот американские суды известны всему миру астрономическими суммами присуждаемых
возмещений убытков и компенсаций нарушенных интересов.
|